Плес |
Город Плес Ивановской области:Основан 1410Город с 1925 Телефонный код (+7) 49339 |
Торговый город Плес |
|||||
Город Плес
|
С расширением пределов русского государства Плес постепенно перестал считаться укрепленным пунктом. Сожженные деревянные стены крепости больше не восстанавливались. Правда, еще довольно долго территория внутри крепостного вала продолжала называться крепостью и неоднократно отмечалась на первых планах г. Плеса. На месте .крепости в 1699 году взамен сгоревшей деревянной церкви был построен каменный собор, два каменных корпуса для присутственных мест и несколько деревянных зданий. В Плесский стан входила значительная территория земли по обеим сторонам реки Волги. Население Плеса по роду занятий с давних пор состояло из посадских людей и рыбаков. В 1716 году в посаде числилось 57 дворов: .41 посадский, 3 нищенских, 3 солдатских и 10 подьячих. В них проживало 365' человек. В Рыбной слободе (Заречье) было 72 двора рыбаков и 5 нищенских; здесь проживал 431 человек. Рыбная слобода еще с времен царя Ивана IV считалась крупным поставщиком свежей и солёной рыбы для царского двора. В конце XVIII века в городе было уже 248 дворов, в них проживало 1326 человек. В течение XVII и части XVIII столетий Плес являлся также центром обширного церковного округа — так называемой Плесской десятины. Границы десятины были весьма обширны. Они распространялись на несколько уездов. Из Костромского уезда в состав десятины входили действовавшие церкви, находившиеся в станах Андомском, Дуплехове и Шачебольском, из Галичского уезда — два стана и весь Кинешемский уезд. Плесская десятина делилась на две половины: нагорную, находившуюся на правом берегу Волги, и луговую, расположенную на левом берегу. Каждая из церквей, входивших в состав десятины, была обложена определенной данью, поступавшей в ведение патриаршего казенного приказа. Например, Троицкая церковь, в приходе которой в 1694 году значилось 118 дворов, в том числе 6 помещичьих, 42 посадских, 13 рыбных ловцов, 9 вдовьих, 39 крестьянских и 9 бобыльских, ежегодно сдавала дань по 1 рублю 22 алтына. Долгое время Плес считался пригородом Костромского уезда. Но в 1778 году, он стал уездным центром. Тогда же для города установили герб, который являлся составной частью герба Костромской губерний. В верхнем голубом поле щита - корма галерная с тремя фонарями и с опущенными лестницами, во второй части щита — в серебряном поле — речной плес. В это время в экономическом отношении Плес был уже довольно развитым городом. В экономических примечаниях, составленных в этот период, говорилось: «В нем (Плесе) была полотняная фабрика, два солодовенных завода, две пивоварни, казенный соляной склад, 10 кузниц и девять лавок торговых, в коих купечество и мещанство торгуют разными шелковыми, бумажными, полотняными и шерстяными товарами. На полотняной фабрике ткали разных цветов пестряди и равендуки, которые отвозили для продажи в Санкт-Петербург, в Москву и отчасти продавали в городе и поблизости оного на ярмарках...» Плесские купцы вели торговлю с другими городами. Так, на плане города 1778 года были обозначены три большие дороги, идущие в Плес из Шуи, Кинешмы и Нерехты. Спустя двадцать лет, в 1798 году, Плесский уезд был вновь расформирован. Его территорию, расположенную по правому берегу Волги с городом Плесом, присоединили к Нерехтскому уезду, а заволжскую часть бывшего Плесского уезда отдали Костромскому и Кинешемскому уездам. В XVIII—XIX веках Плес, как и другие города царской России, управлялся городничими. Одним из таких городничих упоминается дворянин Ярославского уезда Иван Клементьев, который в .молодости был беден, но уже во время службы плесским городничим считался довольно богатым человеком и после своей смерти оставил по завещанию наследникам несколько деревень с крепостными крестьянами и наличные деньги. Свое большое состояние городничий, несомненно, приобрел взятками и .поборами с местных жителей. В начале XIX века в Плесе числилось уже три небольшие полотняные мануфактуры купцов Ермолина, Зубарева и Шишмолина. Большая часть полотна для этих заведений вырабатывалась кустарями в ближайших деревнях на ручных станках из пряжи, полуденной от предпринимателей. На самих мануфактурах производилась подготовка льняных основ для кустарей и отделка сурового полотна. По данным за 1801 год, все три предприятия израсходовали для производства более 4,5 тысячи пудов пряжи и выработали 4650 кусков полотна мерою по 50 аршин в каждом. В период Отечественной войны 1812 года, когда население Москвы подвергалось эвакуации, г. Плес служил пристанищем для московского театрального училища. Интересные воспоминания о пребывании училища в Плесе и о жизни его обитателей имеются у известного балетмейстера начала XIX века А. П. Глушковского. «28 сентября,— пишет он,— мы приплыли к заштатному городу Плесы. Этот город разделяется на два отделения: на высокой горе и по берегу Волги почти все строения были деревянные, кроме нескольких церквей. Гостиный двор, т. е. лавки, были деревянные, без всякого фасада и порядка: в одной продавали деготь, сало, колеса, веревки, а рядом с ней торговали чаем, пряниками, сахаром и вином; подобным образом были расположены и другие лавки. Аптеки и лекаря в городе не было, лекарства кое-какие продавались в москательной лавке, а вместо лекарей служили три отставные за старостью лет фельдшера, которые лечили какими-то травами: больниц не было. Жителей в Плесах было до 2000 душ, народ был красивый и здоровый. Мужчины весной ловили рыбу, нанимались по Волге гнать лес и тянуть бечеву, а девки и бабы пряли лен И ткали на продажу холстину. Жизнь в городе была дешевая: телятина, баранина, свинина, куры, гуси, утки, молоко, масло, овёс и дрова были нипочем. Театральной конторе, гардеробу и библиотеке был отведен двухэтажный дом на берегу Волги, а театральное училище поместили в трех мещанских домах, стоявших на горе: в одном жили мальчики, а в другом — девицы, третий же дом был нанят для классов воспитанников; чтобы сделать зало для танцев попросторнее, сняли в доме перегородки». Рассказывая далее о работе училища во время пребывания в Плесе, Глушковский сообщил: «Спустя неделю по приезде нашем в Плесы началось у воспитанников театрального училища ученье... Во время пения, разучивания пьес и танцев хозяин дома с дочерью и соседскими девушками собирались под окнами училища слушать пенье и смотреть, что делалось в училище, но более всего внимание простолюдинов было обращено на танцы: особенно удивляло их то, что девушки подымали ноги в разные стороны, прыгали, вертелись; бабы, которые были посмелее, говорили: «Ах, матки, мои, как их вертит нечистая сила, как она их подымает!». Некоторые из них плевали, крестились и читали про себя молитвы, другие же, остолбенев от удивления, стояли с разинутыми ртами. Через несколько времени после того жители города Плеса стали бегать от дома, занимаемого театральным училищем, как от чумы; хозяин же его соглашался заплатить большие деньги за то, чтобы прекратили преподавание чертовой науки. Когда же я ходил по городу, то некоторые обыватели указывали на меня пальцем и называли „чертовым помощником"». В 1812 году Плес являлся также одним из пунктов, где производилось формирование отрядов костромского народного ополчения. Здесь был организован третий пехотный. полк, который вместе с другими полками костромичей участвовал в сражениях с французами на территории Германии. В послевоенный период промышленность в Плесе развивалась сравнительно слабо. В первой половине XIX века в городе появились два небольших химических завода братьев Кокушкиных, где вырабатывались серная, азотная и соляная кислоты и другие химические продукты. Свою, продукцию владельцы завода продавали большей частью отделочным и красильным фабрикам Шуи и Ива- нова. Один из этих заводов находился на левом берегу Волги, напротив Плеса, и продолжал работать в первые годы Советской власти, Любимский же химический завод был расположен в четырех километрах от Плеса, вблизи кедровой рощи, он прекратил свое существование около 1908—1909 годов. При интенсивном развитии промышленности в Иваново-Шуйском районе Плес вплоть до постройки в 1871 году железной дороги Иваново — Кинешма являлся основным портом на Волге для всего текстильного района; Пользуясь этим, плесские купцы развернули оживлённую торговлю хлебом. Они отправлялись по Волге в низовые хлебородные губернии, по дешевке покупали там зерно, часть его сплавляли в Рыбинск, а часть оставляли в Плесе, размалывали на мельницах (на реке Шохонке) и продавали муку в Иванове и Шуе. По данным 1857 года, восемь наиболее состоятельных плесских купцов имели для перевозки хлеба собственные суда, вмещавшие от 12 до 28 тысяч пудов клади каждое. Эти парусные суда при безветренной погоде вели артели бурлаков. Поэтому на каждом из судов было занято от 25 до 40 рабочих. Перевозкой хлеба для крупных торговцев занимались также некоторые из плесских мещан, располагавших небольшими судами «тихвинками», подымавшими от 3 до 7 тысяч пудов. В то время в Плесе существовали две товарные пристани: одна только для хлебных грузов, вторая служила перевалочным пунктом для всех товаров, необходимых текстильным предприятиям Иванова и Шуи. Имелась также пристань для пассажирских пароходов, которые запасались здесь топливом. Значительное количество жителей Плеса существовало на средства, «заработанные на Волге». Многие из них работали на судах лоцманами, водоливами или бурлаками, зарабатывая за' лето при хозяйских харчах около 20 рублей серебром. На Середском спуске и по берегу реки Шохонки располагалось много хлебных складов. С наступлением зимы, когда навигация на Волге прекращалась, большие обозы хлеба отправлялись санным путем в Шую, Иваново и другие промышленные города. Сюда же все время тянулись обозы с прочими различными товарами. «...Шуйско-Ивановский и Вичугский края составляют одно неразрывное целое, — отмечал академик В. П. Безобразов в статье, посвященной проектировавшейся тогда Шуйско-Ивановской железной дороге (кстати, эта статья привлекла внимание Ф. Энгельса, который перевел ее на немецкий язык). — Поэтому ежедневно наступлением зимы тянутся взад и. вперед непрерывающейся вереницей обозы с товарами между Москвой, Шуей, Ивановом и Вичугой, с одной стороны, и между Волгой, Шуей, Ивановом и Вичугой — с другой; крайними пунктами этого движения с двух противоположных направлений служат Ковровская и Иовкинская станции на Московско-Нижегородской железной дороге и Кинешма, Плес и Сидоровское на Волге». Извозным промыслом занимались многие крестьяне из ближайших к Плесу деревень. По примеру сел Красного и Сидоровского жители города Плеса занимались выделкой колец, сережек и других ювелирных изделий. Это производство в Приволжском районе процветает и в настоящее время. Большое развитие получили в Плесе и кустарные промыслы: кузнечный, портновский и сапожный. Особенно отличались в своем ремесле плесские кузнецы. Они ковали из уральского железа замечательные плотничьи топоры, которые получили. широкую известность далеко за пределами плесской округи. Все эти изделия кустарей забирали по дешевке скупщики, приезжавшие в Плес рано весной с первыми пароходами, и отвозили их на Нижегородскую ярмарку. Издавна славились плесские резчики по дереву и металлу. Образцы работы этих искусных умельцев сохранились и поныне. Это рисунки на оконных наличниках и карнизах, вырезанные с любовью и вкусом, кружевные узоры из металла для украшения домов. Осенью 1871 года в действие была пущена железнодорожная линия Иваново — Кинешма. Постройка ее сразу же сказалась на жизни Плеса. Прекратилось движение гужевых обозов. Невыгодным делом стала отправка хлеба из Плеса в Иваново. Мельницы на Шохонке начали перерабатывать зерно только лишь для местных: нужд. Барыши от хлебной торговли потекли в карманы кинешемских купцов. Постепенно в Кинешму перебрались и плесские торговцы Иванчиковы, Маклашины и Шемякины. Коренное местное купечество переключилось на торговлю с соседним фабричным селом Яковлевским (ныне г. Приволжск) и с заволжским торговым селом Есиплевым. Почти вдвое уменьшилось трудовое население Плеса за счет разъехавшихся возчиков, грузчиков, приказчиков, обслуживавших хлебную торговлю. Во время экономического расцвета Плеса местное купечество выстроило немало каменных домов. Именно в этот период появились многие капитальные здания, окаймляющие набережную Плеса. Почти все каменные церкви были сооружены в первой половине XIX столетия. Развитие судоходства по Волге содействовало привлечению в город значительного числа туристов из буржуазных кругов Москвы. Вскоре Плес стал популярным дачным местом для многих состоятельных москвичей. Частные пароходовладельцы, конкурировавшие между собой, стремились привлечь на свои пароходы больше пассажиров из числа дачников, ставили в летнее время несколько пассажирских дебаркадеров у берега Плеса. Местные домовладельцы стали сдавать свои дома для отдыхающих. В начале восьмидесятых годов прошлого века в Плесе насчитывалось около 2,5 тысячи жителей. Среди них были ремесленники, фабрично-заводские рабочие и поденщики, люди, занимавшиеся всевозможной торговлей, владельцы и приказчики торговых предприятий, офени, разносчики и т. д. В городе, было 384 жилых строения, семь небольших промышленных предприятий и приходское училище с одним учителем и 40 учениками. Зато необычайно много появилось питейных домов — более 30. |
||||
"Плес" П. Моисеев 1970 г |